Руководство командой разработчиков программного обеспечения

Коммуникации


Очень важно, чтобы каждый член проектной команды знал, или хотя бы имел при желании возможность узнать о проекте не меньше, чем его менеджер. И не стоит ничего скрывать, ни проблем с заказчиком, ни разногласий с руководством. Трудно ожидать самостоятельные, нестандартные и эффективные решения от человека, который видит проблему только с одной стороны.

Важнейшим неформальным макро-показателем состояния проекта являются коммуникации, их качество и количество. Только благодаря эффективным коммуникациям можно достигать синергетического эффекта, который отличает команду от просто группы. Мне неоднократно приходилось убеждаться, что освоение новой технологии парой программистов, которые осуществляют интенсивный обмен знаниями, происходит минимум в 3 раза быстрее, чем в случае, когда ту же работу выполняет один программист.

Недостаточное количество коммуникаций свидетельствует, как правило, об отсутствии команды, каждый углублен в свою задачу и не интересуется, что делают его коллеги. В результате будет сделано не то, что нужно, а то, что будет сделано, вряд ли удастся интегрировать в единую систему. Если через день после получения недельного задания у программиста не возникло уточняющих вопросов, жди беды. Скорее всего, он с головой ушел в «проектирование дома, забыв уточнить, для чего он предназначен» . Учитывая интроверсию большинства программистов и несклонность их к общению, менеджеру требуется прилагать значительные усилия для того, чтобы мотивировать необходимый уровень коммуникаций в проекте.

Каждая коммуникация имеет определенную цель, которой может быть одна из следующих:

  • Получение информации. Например, вопросы или наведение справок о состоянии работы по проекту. Если вопросы сформулированы неаккуратно, может восприняться как сомнение в компетентности. «Ты до сих пор не сделал это?»
  • Высказывание мнения. Передача своего видения ситуации, вопроса. Надо делать это сообщение аккуратно. Члены команды могут воспринять это как обучение или руководство, в котором они не нуждаются.
  • Обучение, инструктирование или руководство. Передача информации и побуждение к действию.
    Имеет смысл, если собеседник сам осознает необходимость такого подхода.
  • Подтверждение, поддержка, поощрение. Мы сообщаем собеседнику, что слышим и понимаем его. Мы информируем собеседника о том, что разделяем и поддерживаем его мнение, действия.
  • Распоряжение или приказ. Силовой тип коммуникации в духе «выиграл/проиграл». Разрушительно действует на доверие. Эффективность будущего взаимодействия сильно снижается. Допустимо применение только в критических ситуациях.


Четкое понимание цели обеими сторонами — необходимое условие достижения эффективности.

Эффективность коммуникации сильно зависит от способа, которым мы ее осуществляем. Алистер Коуберн приводит график (Рисунок 1), который демонстрирует резкое снижение эффективности коммуникации при переходе от личного общения «глаза в глаза» к другим способам общения.

Рисунок 1. Зависимость эффективности коммуникации от способа ее осуществления

Наиболее эффективно происходят коммуникации в случае, когда люди находятся вместе в одной небольшой комнате. Поэтому, на мой взгляд, 5–7 человек оптимальный размер для эффективной команды.

По оценкам экспертов в области общения:


  • только 10% информации передается через слова;
  • 30% передается через интонацию;
  • 60% — через язык мимики и жестов (а может быть еще через что-то, что, например, не передает телевизионное изображение).


Умение распознавать и правильно интерпретировать невербальные знаки, с помощью которых передается большая часть информации, один из обязательных навыков эффективного общения. Настоятельно рекомендую книгу Алана Пиза для более глубокого изучения данного вопроса. К наиболее распространенным невербальным сигналам, которые вольно или невольно может подавать ваш собеседник, относятся следующие (Таблица 9).



Таблица 9. Интерпретация невербальных сигналов Сигнал

Интерпретация

Размещение во главе стола, высокое кресло. Стремление к доминированию.
Переговоры, сидя напротив по разную сторону стола. Противостояние.
Скрещение рук, ног. Оборона.
Сжатые кулаки. Наклон головы вперед. Взгляд исподлобья. Взгляд прямо в глаза. Учащенное дыхание. Губы напряжены, часто сжимаются. Агрессия.
Стремление прикрыть рот (или, возможно, замаскированный жест: почесать нос, разгладить усы, коснуться кончика губ). Взгляд в сторону. Покраснение лица. Не уверенность в своих словах. Ложь.
Прикосновение к глазу, уху. Недовольство тем, что видим или слышим.
Наклон корпуса вперед. Взгляд в переносицу. Заинтересованность.
<


Для построения эффективной коммуникации необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности людей. Для каждого типа личности существует свой наиболее эффективный способ общения. Если говорящий не принимает во внимание индивидуальные особенности слушающего, коммуникации, как правило, заходят в тупик. При этом будет отсутствовать (полностью или частично) передача информации. Например, если сообщение по форме не соответствует личности участника коммуникации, то получатель может почувствовать, что к нему отнеслись с пренебрежением, и не воспринять переданную информацию. «Вы так громко говорите, что я вас не слышу!» Или, говорящий при передаче информации подразумевает нечто, что неизвестно получателю. Следует отметить особенности в стиле общения, которые проявляются в зависимости от характеристики типа личности (Таблица 10).

Таблица 10. Зависимость особенностей в стиле общения от характеристик типа личности E — Extroverted (экстраверт)

I — Introverted (интроверт)

S — Sensing (конкретное восприятие)

N — iNtuitive (интуиция)

T — Thinking (логика)

F — Feeling (этика)

J — Judging (рациональность)

P — Perceiving (иррациональность)

Предпочитают быть в курсе всех дел и участвовать в процессе коммуникации.

Склонны приходить к собственным умозаключениям, обсуждая свои идеи с другими.

Обычно много и быстро говорят, полагаются на высказывания других, а иногда, будучи возбужденными, могут и прервать других.

Обдумывают свои идеи вслух.

Интровертам такой стиль может показаться напористым и чересчур прямолинейным.
Отдают предпочтение письменной форме общения.

Им необходимо сначала обдумать свои взгляды и суждения и только потом представить их на суд общественности.

В процессе коммуникации могут ограничиваться всего лишь несколькими намеками (далеко не всегда очевидными для постороннего наблюдателя), не выражая при этом своих мыслей.

Экстраверты могут интерпретировать такой стиль как незаинтересованность или невовлеченность интроверта в процесс коммуникации. У них даже может сложиться впечатление, что интроверт относится к чему-либо неодобрительно, с осуждением.
Обычно делает акцент на том, что было и есть сейчас реально и актуально: кто? что? где? когда?

Предпочитают примеры из жизни и ждут того же от других.

В процессе коммуникации задают много конкретных вопросов, чтобы выяснить детали, и затем предоставляют исчерпывающую информацию или примеры.

Интуитивный тип считает такие вопросы и реакции придирчивыми, замедляющими процесс, пессимистичными, препятствующими изменениям, а также скучными и прозаичными.
Предпочитают, чтобы результатом общения были какие-то новые связи и более глубокие цели.

В процессе коммуникации их внезапно осеняет, они перескакивают с одной темы на другую и предлагают различные точки зрения.

Сенсорному типу вопросы и реакции, требующие проявления интуиции кажутся несущественными и не относящимися к делу, затягивающими процесс, а также нереалистичными и бесполезными.
Важны логика и ясность в процессе коммуникации, а также те сообщения, на которых необходимо делать акцент в работе.

Сразу же выключится из беседы и перестанет принимать участие, как только поймет, что слишком много времени тратится на несущественные (с его точки зрения) моменты, например, выражение личных эмоций или невнятные высказывания.

Его суждения могут быть интерпретированы этическим типом как критические, негативные и холодные. Представителей мыслительного типа могут считать людьми, которым нет дела до других.
Предпочитают, чтобы высказываемые сообщения не шли вразрез с интересами и системой ценностей как их собственных, так и других людей.

Сразу же перестанет принимать участие в беседе, если в процессе коммуникации чувствуется некоторая разобщенность, начинаются какие-то межличностные трения, выступающий не вызывает симпатии или же личностный фактор не принимается в расчет.

Логический тип может считать его легкомысленным, не в меру мягким и даже пристрастным.
Предпочитают, чтобы любые коммуникации были исчерпывающими и ориентированными на конечную цель.

Отдают предпочтение четкой структуре — коммуникативный процесс должен иметь начало, содержательную часть и заключение.

Иррациональный тип чувствует в процессе такого взаимодействия давление, напряжение и контроль.
Предпочитают сначала настроиться на общение, а затем поддерживать его.

Изменяют курс в интересующих их направлениях, предлагают дополнительную информацию, оставляют вопрос открытым.

Информативная часть и проводимые исследования для них гораздо важнее, чем заключение.

Рациональный тип может считать их неорганизованными, неспособными принимать решения.
В качестве иллюстрации тупиковой коммуникации, в которой не учитываются особенности типов личности собеседников можно привести пример общения экстраверта (И.Иванов) и интроверта (В.Пупкин).


Содержание раздела